m_just_m (m_just_m) wrote,
m_just_m
m_just_m

Category:

Мальта, окончание

Ну не получается у меня писать кратко, как ни старайся.
То у меня 4 дня в Риге расползлись на 9 постов, то неделя на Мальте на полтора десятка.
Писал я про Мальту, писал. Даже устал.
И вот заключительный пост - итоги поездки.

Для начала - панорама острова Гозо.
Потому что любой пост должен начинаться и заканчиваться красивой картинкой.



Итак, что мы увидели, что мы не увидели, что почувствовали и прочее.

Люди: Как ни странно, но в эту поездку с местными людьми мы почти не общались. Обычно всегда в чужой стране бывает какое-никакое общение - или спросить дорогу, или уточнить адрес, или еще что-нибудь.
В это раз почему-то общение свелось к минимуму, не считать же общением пару фраз с официантом в ресторане или такую же пару фраз при вселении в гостиницу.
Единственный раз, когда удалось пообщаться с местными людьми - на второй день проживания в гостинице. Дело в том, что в среде местных мальтийцев почему-то считается очень крутым проводить weekend в местных гостиницах. Мне это не понять, максимальное расстояние от одной точки до другой в пределах государства - 32 километра. Почему надо ночевать не дома, а в гостинице - это тайна, которая великая есть.
На Мальте все говорят на английском языке, и местные ребята так нам и сказали - you are welcome.
Так мы и пообщались.
В стране два государственных языка - мальтийский и английский, английский считается основным, а мальтийский - дополнительным.

Транспорт и дороги: Дороги на Мальте неприятно удивили.
Все дороги на Мальте и на Гозо можно разделить на три категории: плохие, очень плохие и ужасные. В путеводителе политкорректно было написано: "дороги не вполне соответствуют европейским стандартам".
Справедливости ради надо сказать, что на острове Мальта все же есть несколько участков дорог, где лежит нормальный асфальт. Пара километров, не больше.
На острове Гозо дороги чуть получше, но совсем чуть-чуть.
А основные дороги очень плохие, дорожное полотно явно в последний раз перекладывали еще при англичанах, дороги узкие, ямы посреди дорог - обычное дело.
А если добавить к этому непривычное для нас левостороннее движение - на выходе получается мощный выброс адреналина при каждой поездке.

Общественный транспорт - только автобусы и паромы между островами.
Причем автобусы ходят редко, и все маршруты зациклены на столицах - на Мальте все автобусы идут в Валлетту, на Гозо - в Викторию. Очень непродуманное решение.
Туристические автобусы ходят более-менее регулярно, но изредка попадают в пробки, и тогда весь график сбивается.
Относительно пробок - местные водители не пользуются навигаторами, поэтому никакие Google Maps и Waze о трафике ничего не знают. Местных можно понять - зачем нужен навигатор, если на острове всего пара десятков дорог, знакомых с детства. А вот для туристов на машине постоянное добавление минут в навигаторе очень неприятно.

Такси дорогие и такси очень мало. На весь Гозо примерно 25 автомобилей такси, на Мальте ненамного больше.

Парковки. Несмотря на предостережение путеводителя, парковки мы находили всегда, или почти всегда. Причем платные парковки использовали только два раза, и то по незнанию, а потом всегда находили бесплатные варианты.

Достопримечательности и архитектура: Так как острова маленькие, то основные исторические места тоже небольшие.
В Валлетте старинный центр можно обойти медленный шагом минут за 40; если задерживаться и глубоко изучать каждую зазубрину на каждом камне - надо примерно полдня. Для глубокого погружения в историю Валлетты, включая посещения храмов, музеев, фортов и крепостей, причем долго, нудно и вдумчиво - максимум два дня для самого неспешного путешественника.
Мдина по размеру даже меньше нашего Яффо.
Виктория знаменита только Цитаделлой.

Исторические достопримечательности - это отдельная история, прошу прощения за тавтологию. Начнем с того, что есть или очень древние развалины, относящиеся или к финикийскому, или даже к до-финикийскому периоду, или все, что связано с рыцарями. Римский, византийский, арабский и другие периоды отсутствуют более чем полностью.
Причем рыцарский период представлен только в виде мощных оборонительных сооружений, либо в виде церквей. Светского строительства в те времена как-то чурались.
Если человек испытывает природное влечение к сторожевым башням - то ему мальтийская архитектура очень понравится. Если же он не очень любит мощные береговые укрепления - надо утешаться тем, что это очень познавательно.
При этом древних раскопок в самом деле великое множество, буквально на каждом шагу. По количеству памятников Древнего мира Мальта опережает даже Израиль.
И, как и в Израиле, большая часть археологических раскопок до сих пор полностью не исследована.

Современная архитектура очень печальна. В некоторых местах мне казалось, что мы внезапно попали в Лакию или в Хуру, настолько это было похоже. Те же белые двух- или трехэтажные, давно не крашенные дома, те же плоские крыши, то же малое количество людей на улицах. Небольшое разнообразие вносят балконы, о которых я уже писал раньше.
Черные толстые электрические провода, в изобилии висящие на столбах тоже не вполне укладываются в эстетический образ современного европейского государства.

Зато очень много церквей, больших и красивых. Не совсем понятно, кто их посещает кроме туристов, но раз они большие и красивые - то одно это уже не может не радовать.

Еда: Мальтийские повара и официанты - чемпионы по медлительности. Прождать заказ в ресторане можно и час и два.
В некоторых ресторанах принято странное правило - второе блюдо начинают готовить только тогда, когда клиент закончил с первым блюдом. Причем заготовки блюд не делаются, повар начинает готовить с нуля. И рестораны серьезно экономят и на поварах, и на плитах для приготовления еды. Поэтому - ждите, ждите и еще раз ждите.
Национальное блюдо Мальты - рагу из кролика, но не вздумайте его заказывать. Сначала хозяин ресторана пойдет на охоту, ведь кролика надо еще где-то добыть.
Почти то же самое будет, если закажите пасту с морепродуктами - хозяин начнет сеять пшеницу, и одновременно закинет невод в море, потому как рыбу или креветки надо еще выловить.

Цены: Кто сказал, что Израиль дорогая страна?
Это вы на Мальте еще не бывали.
Что дешевле - фисташки. Все остальное - дороже.

Туалеты: Почему-то в путеводителе было написано, что с туалетами на Мальте очень проблематично.
По опыту могу сказать - неправда. Во всех туристических местах полно этих мест общественного пользования, а там, где нет туристов - есть обычные общественные туалеты.
Не так, как это в развитых странах Юго-Восточной Азии, где культ чистого тела, но гораздо лучше чем в тех же Нидерландах или в Бельгии.

Остальное: На Мальте электрические розетки британского типа, большая трехштырьковая вилка. Не европейская, как в остальных странах Евросоюза.
Я не принял это во внимание, и мы потом испытывали определенные неудобства при зарядке пелефонов в порядке очереди.

А все остальное было прекрасно.
Вообще на Мальту надо ехать примерно на 5 дней, больше - уже какой-то перебор.
Мы были неделю, и это сказалось не в лучшую сторону.
В любой стране должна остаться какая-то недосказанность, чтобы хотелось вернуться и досмотреть то, что не успел досмотреть в первый раз.
На Мальте увидели почти все, и такой недосказанности не осталось.
Зато по возвращению Израиль показался такой огромной, просто необъятной страной...

И на этом все, благодарю всех за внимание, это был непростой труд дочитать все до конца.

Напоследок - еще одна панорама острова Гозо.




Всё, пока.
Всех люблю и целую.
Искренне Ваш
Tags: Мальта, Путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Мальта” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments