m_just_m (m_just_m) wrote,
m_just_m
m_just_m

Categories:

Мигдаль Цедек или Башня Справедливости.

Июль и август в Израиле - самое жаркое и самое трудное время года.
В июне или иногда в июле в Средиземное море приплывают медузы, так что в воде особо не поплескаться. До Красного моря далеко, на Кинерете мест нет - полиция обычно закрывает пляжи еще часов в 10 утра по причине отсутствия наличия свободных мест. Раньше в летнее время многие семьи улетали в более прохладные страны; в этом году израильтяне в связи с отменой полетов такой возможности лишены, и отсюда огромные толпы народу на всех более-менее близких к воде местах.
И к этому надо еще добавить закрытие вех общественных бассейнов из-за второй волны коронавируса - найти место возле прохладной воды становится делом почти невозможным.

Куда податься простому еврею в обычное жаркое летнее утро в шабат?

Так вот, примерно в 15 минутах неспешной езды от моего дома на машине, на окраине города Рош а-Айн, совсем рядом с шоссе находится древняя (в Израиле не бывает не древних) крепость, называемая Мигдаль Цедек.



Надо сказать, что мимо этой крепости я проезжал много раз. Крепость была заброшена много лет тому назад, еще при турках, еще до протектората Великобритании, то есть последний раз ее ремонтировали примерно так в конце XIX века. С тех пор на крепость никто не обращал внимания, и она потихоньку разрушалась. Издалека она смотрелась очень непрезентабельно, причем настолько, что желания ее посетить даже не возникало.
Но было утро шабата, сидеть дома было неинтересно, с водными процедурами на свежем воздухе тоже как-то не складывалось, а все (или почти все) интересные места в округе мы уже посетили, и даже не по одному разу. Оставалась только эта крепость.
И, от нечего делать, поехали наносить визит почти древним развалинам.

По дороге я примерно прикидывал что можно будет написать про крепость - немного покритиковать местные власти за то, что не восстанавливают древний памятник; посетовать как все запущено и прочее.
Но начнем по порядку.
А порядок начинается с истории.

Историю начнем с того, что эту крепость перепутали с другой, более новой крепостью, расположенной примерно в 5 километрах северо-западнее. Причем перепутали настолько, что первоначально даже назвали ее Тель Афек.
Разбирались долго, несколько десятилетий. В конце-концов примерно разобрались, Тель Афеку, он же Антипатрис, и он же Антипатрида вернули первоначальное имя (я о нем уже писал), а эту крепость переименовали в Мигдаль Цедек.

Мигдаль Цедек в переводе с иврита - Башня Справедливости. Название немного странное и не очень понятное. Красивое, никто не спорит, но почему именно эта крепость и при чем тут справедливость?
По одной из версий, в первой трети XIX века крепость служила резиденцией некоего Ахмеда Цадики, сборщика налогов и вообще местного шейха. Шейх долгие годы собирал налоги, а затем турки сослали его в Трапезунд. Причем непонятно это была ссылка или повышение, и никто не знает как он собирал налоги - может быть хорошо и замечательно, а может быть проворовался в пух и прах. Но так или иначе такой исторический персонаж существовал, потом переместился в Трапезунд, и его дальнейшая судьба нам неинтересна.
Шейх уехал, а название осталось.
Это одна из версий, другая восходит к крестоносцам, но там вообще какая-то фантастика.

Продолжаем про историю. Первые упоминания, относящиеся к этому месту датируются временами фараона Шешонка. Было поселение, фараон его завоевал, на месте поселения построил египетский гарнизон. Гарнизон обеспечивал охрану караванов из порта Яффо в Иерусалим.
Далее о крепости в истории не упоминается; скорее всего она была оставлена и понемногу разрушалась. К тому же недалеко, рядом с истоком реки а-Яркон был построен более крупный город Тель-Афек, который как раз и обеспечивал более эффективную защиту караванов и путников.

В V веке на холме византийскими монахами был построен монастырь святого великомученика Кириакоса (отождествляется с Дмитрием Солунским); монастырь просуществовал до VII века и был разрушен во время арабского нашествия.

Следующее упоминание о крепости относится к эпохе крестоносцев. Ибелины, крупнейшие землевладельцы Святой земли строят на месте монастыря замок, который называют Мирабель.
Затем крестоносцев изгоняют, замок понемногу приходит в упадок.
В XVI веке турки перестраивают замок, точнее то, что от него осталось в постоялый двор. И до 1918 года многократно перестроенный монастырь, он же замок используется как гостиница для путников и караванов.

Вот и вся история.

Так вот, я ехал и все прикидывал и как и за что буду критиковать местные власти. И за то, что все заброшено, и за то, что ничего не реставрируется, и вообще - доколе?!
Приехал, благо путь короткий, и совсем рядом.
Первый въезд к крепости, она же замок, и она же постоялый двор закрыт большими валунами.
Ладно, есть еще один въезд, не со стороны шоссе, а со стороны города. Второй въезд закрыт шлагбаумом, строительной техникой и большим плакатом с предупреждением - "Вход запрещен, идут строительные работы".

Оставалось только сделать несколько снимков издалека.

Остатки бывшего турецкого постоялого двора.





Примерно так все это будет выглядеть после окончания строительства.



Тут даже что-то немного строится.



В принципе можно было перелезть через забор и побродить по развалинам, они же место стройки. Но на термометре было +33, солнце припекало, и вообще я человек законопослушный местами.
Или может это была просто лень?

Вот так я не попал в Башню Справедливости.
Для тех, кто сетует что нет справедливости на свете - Башню скоро достроят, будет как новенькая, и Справедливость тогда точно восторжествует.
А критиковать никого не надо, как оказалось.


Продолжение обязательно когда-нибудь последует.
Tags: Израиль
Subscribe

Posts from This Journal “Израиль” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Posts from This Journal “Израиль” Tag