m_just_m (m_just_m) wrote,
m_just_m
m_just_m

Categories:

Шивта

Еще один набатейский город на Дороге Благовоний - Шивта.
Точнее, сначала набатейский, потом римский, затем византийский, а в самом конце - арабский.
А если еще более точно - то, что от него осталось.

Шивта, наименее посещаемый израильский национальный парк. И наименее известный, настолько, что многие коренные израильтяне даже не знают где он находится.
В это место не приезжают автобусы с туристами, а на основных туристических картах о нем упоминается вскользь - есть такое место, расположено далеко в пустыне. Общественный транспорт сюда не ходит, ближайшее жилье примерно в 20 километрах.

Посещение парка надо было заказывать заранее. Я честно попытался и сразу получил сообщение - для посещения этого парка предварительная запись не требуется. Что уже само по себе неплохо.
Обычно при входе в любой национальный парк всегда есть административное здание, кассиры и прочий служивый люд. В Шивте ничего этого нет.
Лишь раз в несколько дней приезжает работник Управления парков, делает короткий осмотр, смотрит за состоянием туалетов и отбывает до следующего визита через несколько дней.



А сам город очень интересный, и очень необычный по сравнению со всеми другими городами тех времен.
История Шивты началась в I веке до нашей эры, на этом месте был установлен караван-сарай по Дороге Благовоний. Затем, в течении очень короткого времени, менее чем за 50 лет небольшой постоялый двор разросся до размеров приличного города, площадью до 10 гектар.

Обычно все города строились на возвышенности. В случае вражеского нашествия крепость на горе захватить труднее, а оборонять ее легче.
Шивта стоит на плоскости, открыта всем сторонам света. Причем за все время существования города ее ни разу никто не пытался ни завоевывать, ни разрушать.

Все города строились рядом с источниками пресной воды. Рядом с Шивтой находятся два пересыхающих ручья, вода в них появляется только в период зимних дождей. Других источников воды поблизости нет.
Набатеи нашли выход из положения - вырыли несколько артезианских скважин. Вероятно, это единственный древний город в пустыне, использующий артезианскую воду для жизнеобеспечения. Судя по современным подсчетам, в день на каждого жителя города приходилось в среднем по 10 литров воды, что неплохо даже для сегодняшнего дня.
Кроме всего прочего, в византийский период воды было столько, что рядом с Шивтой выращивали виноград.

Примерно в V веке в Шивту пришло христианство. Были построены 3 церкви, частично сохранившиеся до наших дней.
В VII веке приходят арабы. Арабы не стали разрушать город; рядом с центральной церковью выстроили мечеть.

А в начале IX века жители просто покинули это место.
Никто не может сказать, что стало причиной. Города покидали либо в случае завоеваний, либо в случае разрушительных землетрясений.
Шивта, как и Халуца и Ницана стоял на перекрестке торговых путей - с востока на запад шла Дорога Благовоний, с юга на север - древний торговый путь из Египта в Месопотамию.
Возможно, виной тому было арабское нашествие. Арабы прошли волной с востока из аравийских пустынь и ушли далеко на запад в сторону Магриба, по дороге разрушая все, что можно было разрушить, в том числе устоявшиеся веками торговые схемы.
Возможно виной был локальный температурный пессимум, когда зимы стали холодными и бездождливыми.
Возможно, были очередные эпидемии заразных заболеваний - чумы или проказы, частые в те времена.
Так или иначе, но население город покинуло.
И город понемногу разрушался, от ветров и дождей. Следующие люди пришли сюда только почти через 1000 лет, в конце XIX века.

Шивте относительно повезло, она находилась далеко от любых населенных пунктов, поэтому ее не успели разграбить.
Ницана почти полностью была уничтожена еще в раннее Средневековье, последние повреждения относятся к середине XX века во время войн между Израилем и Египтом. Халуцу в начале XX века буквально разобрали арабы из близлежащих селений, использовав древние стройматериалы для строительства своих жилищ.
Но до Шивты вандалы не добрались. И это хорошо.

Первые исследования Шивты были проведены Эдуардом Палмером в 1870 году. После этого ей занимались чех Алоис Мусил в 1901 году и англичане Леонард Вулли и Томас Эдвард Лоуренс, более известный как Лоуренс Аравийский в 1914 году.
Первые раскопки были произведены в 30-х годах прошлого века американским археологом Харрисом Кольтом, после чего проводились частичные исследования в 1970-х и 1980-х годах. Статус национального парка Шивта получила 1960 году.



Мы были в парке почти в полном одиночестве.
На автомобильной стоянке привольно расположились несколько семей, предающихся излюбленному израильскому развлечению - поеданию жареного мяса.
Мне непонятно многое в этом мире. Особо непонятна эта страсть - приехать в любое место и тут же начать есть. Особенно такое удаленное от любых мест человеческого обитания. Явно у этих людей было трудное детство и безрадостная юность, они сильно недоедали.

А мы тем временем пошли смотреть на древнее великолепие.

Улица.



Здесь стояли жилые дома.





Вход в дом.
Вход всегда был оформлен аркой.
Дома с арками отреставрированные, без восстановительных работ арки рушатся.







Центральная площадь с бассейном. В бассейне был источник питьевой воды.



Тут была мечеть.
Всё, что от неё осталось.



А это была церковь, одна из трех.
Сегодняшнее обозначение - Южная церковь, чтобы не путать с другими двумя.



Там же, в одном из приделов - баптистерий.





Еще одна пара любознательных людей.
Приятно что не все приезжают за тридевять земель только для того, чтобы вкусно (или невкусно) поесть.



Развалины везде.





Где-то сохранились древние орнаменты.



Еще развалины.



Там, где более-менее видны остовы домов - отреставрированный участок.
Где лежит груда камней - так до наших дней дошли древние здания.



Вокруг пустыня.
Направо пустыня, налево пустыня, впереди пустыня, сзади пустыня.





Та же самая любознательная пара бродит по развалинам.





Улица.



Вход в Северную церковь.
Называние церкви условное, напоминаю.



Так называемый "византийский цветок" - орнамент в виде шестилистника.





В Северной церкви сохранились даже мозаики.
Язык мозаик - греческий.







Северная церковь находятся прямо за городской стеной, точнее стены церкви как раз и служат городской стеной.
Стена в Шивте была нужна не для защиты от внешних врагов, а для защиты от диких зверей. В пустыне водятся шакалы, гиены и прочие хищники, которые в период бескормицы не прочь напасть на человека.



Древний кирпич с надписью.
Надпись на греческом, я ее не разобрал.



Центральная церковь.
Наиболее сохранившаяся из всех трех. Ее не раскапывали, просто расчистили.
Время постройки - примерно VI век.



Дом со скамейкой и аркой.
Деревянная дверь современная, все остальное - из прошедших эпох.





Улица, еще одна.
Вдалеке еще одна любознательная пара. Точнее, любознательная семья, с детьми и собакой.



Город небольшой, точнее раскопанная часть небольшая.
Это городская стена, за которой уже выход из парка.

На первом фото - отреставрированная стена; на втором - то, что осталось от стены, без реставрации.






Продолжение очень скоро обязательно последует.
Tags: Израиль
Subscribe

Posts from This Journal “Израиль” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “Израиль” Tag